Отчеты, статьи про Восточные Саяны

  1. Дорога жизни Белого Иркута. Верховья Иркута. Ильчир. Тумелик. Май 2021

Перед майскими выходными предстояло мне забросить группу горных туристов в Саяны на восхождения на гору Мунку Сардык 3495 м. и подождав 2 дня доставить их обратно в город. Как правило, для таких забросок удобно использовать были на пограничной заставе в п. Монды. Однако получение пропуска в горы затянулось на несколько часов. Наконец небезызвестную буханку. И берет много людей и снаряжения и на бездорожье неприхотлива. Дорога выдалась быстрой. В 12.00 мы уже получив долгожданный пропуск, мы выезжаем на грунтовку проложенную по долине Иркута. И вот проехав под мост реки Белый Иркут, мы выехали на наледь. Подо льдом слышен шум бурлящей воды. Включив пониженную крадемся медленно, боясь провала под лед.

Дорога жизни. Только месяц в году оживает долина Белого Иркута в Окинском районе Бурятии. Многочисленное паломничество из сторонников активного отдыха наполняет узкие каньоны ущелья, которое ведёт к базовому лагерю восходителей на гору Мунку Сардык. Идут к стрелке спортсмены и пенсионеры, медленно бредут бабушки, дети и собаки. Это становится возможным благодаря наледи, которая, образуется от разлива реки. Идти по наледи комфортно, легко, почти как по асфальту. Но через месяц картина изменится. Лёд растает и обнажаться большие валуны и ледяные броды, которые будут препятствовать продвижению к подножью горы. К счастью период крепкой наледи совпадает с майскими выходными, когда у трудящихся появляется достаточно свободных дней для отдыха в горах Восточного Саяна. И  предприниматели ловко ухватились  за  хвост, раскисающей  все больше, наледи. Местное население забрасывает вверх до базового лагеря людей и грузы на квадроциклах. Попытались и мы проехать вверх 1,5 и мы на буханке до первых валунов, которые уже не преодолеешь на автомобиле.

На второй день уже налегке выдвигаюсь в район истока реки Иркут – озеро Ильчир. Отворот на Самарту расположен в самой открытой и высокой части горной тундры Окинского плато. Поэтому его часто заметает снегом при ветрах. В пурге натыкаюсь на застрявшую в снегу легковушку. В ней сидит растерявшаяся женщина, ехавшая по делам на рудники. Пришлось ее машину взять на буксир и вытолкать обратно на трассу, благо не далеко уехали. Через 15 километров по дороге Монды — Холбинский рудник, выезжаю в район озера Ильчир и сразу пытаюсь проехать на соседнее озеро Тунку Нур. В этом году выпало много снега и как и ожидалось, упираюсь колесами в корку твердого наста. Китайские зубастые покрышки-комфорсеры грызут снег и наст, но все равно скоро упираются в твердую снежную корку. Объезды сомнительны, везде снег по колено, тем более дорога идет в гору. В одиночку мне не пробиться и я возвращаюсь на Ильчир.  

Окинское плоскогорье. Восточные Саяны. Суровые условия даже в начале мая. Где ночью температура опускается ниже 15 градусов, а днём шквальный ветер спутывает все снасти. Лёд под ручку бура около 120 см. В этом году ещё и много снега, который заметает лунку за минуту. В этих озёрах водится четыре вида рыб; горный черный хариус, налим, гальян и елец. Высота озера Ильчир 2000 метров над уровнем моря. Суровая горная тундра обрамляет заболоченные берега водоема.

 Штормовой ветер не утихает, шатая и потряхивая кузов буханки. Температура заметно падает, все дневные лужи уже замерзли. Спасаюсь в машине. Для обогрева использую воздушный автономный отопитель китайского производства с Али. Очень экономичный аппарат, стакана солярки хватает на два, три часа работы. Тепло и уютно как дома, но через полтора часа резко запахло соляркой. Так и есть, потек фен, соляра на полу.  Он и раньше грешил подтеками , вот и сейчас после непродолжительной работы, выплевывает топливо. Надо снимать его на лето для профилактики, хорошо, если потребуется подтянуть только хомуты и не лопнул корпус отопителя. В последующие разы этой поездки приходится пользоваться им кратковременно для прогрева салона перед сном и утром перед подъемом и приготовлением завтрака. Темнеет. Ветер теряет силу, ловлю последние минуты для установки донок подо льдом используя для наживки наловленных днем гальянов. Сплю в машине. Просыпаюсь ночью от гробовой тишины, слышно только треск замерзающей воды в котелке. Стало светать.  Утренний рассвет залил малиновые горы нагорья Пограничного хребта бордовым светом. Я впервые встречаю такое явление в горах. На фотографиях и видео видно этот странный оттенок.  Утро подарило полный штиль. Проверяю две лунки с установленными донками. В них по одному карликовому налиму. И на этом большое спасибо, горы!

Проезжая обратно вниз по каньону верхнего Иркута я решил прогуляться по распадку притока реки Тумелик,  ведущему в верховьях к хребту Тункинские Белки. Плотная наледь вела в горы, заводя путника в узкие ущелья, и затем выводила на раскидистое  плоскогорье хребта. Место малопосещаемое. Судя по следам кроме меня недавно проходил один человек и какое-то хищное животное, предположительно рассомаха, крупная рысь или даже барс. Далее проходя под высокими нависающими над рекой скалами, я опасливо смотрел  вверх, высматривая возможного притаившегося там хищника. Ущелье реки изобилует резкими поворотами с красивыми скальными стенами, под которыми зеленая вода образует глубокие омуты. К сожалению и здесь найдены браконьерские сети.

На четвертый день на Белом Иркуте я встретился со своей группой туристов. Из пяти человек взошли на пик только двое. Остальные из-за сильного ветра вернулись в базовый лагерь и ходили по окрестностям подножья горы Мунку Сардык. Возвращаемся в город. У нас стало уже традицией, посещать горячие источники на Курорте Жемчуг Тункинской долины. Купание в которых  наряду с обедом  в кафе бурятской кухни стало логическим завершением  нашей поездки в Восточные Саяны

Байкал и Хубсугул. Автомобильные, ледовые и водные туры. Рыбалка, путешествия по Монголии и в Прибайкалье