Отчет тура «Северное ледовое кольцо Байкала» 1-6.03.2021

Начало этого марта выдалось морозным. И это лучшие условия для начала автомобильных зимних путешествий. Толщина льда нарастает делая лед стабильным и твердым. В этот раз мы выезжаем на север на двух машинах УАЗ буханка из Иркутска и экипаж из г. Омска на Тойота Секвойя. Нужно за 6 дней пройти по северу Байкала по ледовому маршруту «Северное кольцо Байкала», Иркутск — Ольхон — Усть — Баргузин — Чивыркуй, — Давша — мыс Котельниковский — Хакусы — Северобайкальск — Иркутск. Протяженностью 750 км по льду и 1050 км по суши. Изначально решено было отменить обратное возвращение по северо-западному побережью из-за высокого снежного покрова сложившего в этом году, что заметно осложнило бы передвижение на автомобилях.

Пересечение Байкала по льду в самом широком месте
Пересечение Байкала по льду в самом широком месте на автомобилях

И вот в первый день мы уже мчимся по ледовой переправе на Остров Ольхон. Мимо проплывают, справа мыс Кобылья Голова и слева, знаменитый своей буддийской ступой и утесом Дракон, остров Огой. Короткая экскурсия по острову и мы перемещаемся в поселок Хужир, где и ночуем. Пройдено 300 км.

2 день. Хужир — Усть Баргузин. Выезжаем из Хужира на мыс Хобой что бы обогнуть его и выйти в открытый Байкал. Но в этом году ледовая дорога уходит далеко в пролив, что бы обойти торосы. Поэтому объезд составляет около 60 км. До Хобоя. И вот первое препятствие. Ежегодная становая трещина преграждает нам путь. Видно, что ночью она покрылась тонким льдом и к утру уже разошлась на 15 см. Проезжаем вдоль трещины, ищем переход. Многие переходы где сегодня проскакивали машины, уже не пригодны для переезда. Как правило дальше от мысов трещины сужаются или дают дочерние отростки, что уменьшает ширину разлома каждой в отдельности. Нашли белее менее подходящий участок и успешно перескакиваем его, сначала уазик затем тойота. Дальше на расстоянии 50 км особых препятствий не встречаем. Нет почти тороса и нет трещин. Прекрасный ледяной зимник! Ярко светит солнце, но дует ледяной северный ветер. Медленно приближается горная громада полуострова Святой нос. Замечаю, что у меня пропали тормоза. Тормозит только одно колесо. Ехать можно, но это напрягает. Появилась не комфортная неопределенность в дальнейшем графике движения. Продумываю на ходу варианты ремонта и поиска запчастей в поселке Усть Баргузин. Перед трещиной экстренно затормозить будет на возможно. А на Секвойе тревожно зашумел натяжной ролик приводного ремня, из — за чего водитель заметно нервничал. Все — нужно бурханить, дальше так дело не пойдет. Как раз подъезжаем к мысу Нижнее изголовье. Здесь в нагромождении голубых льдин мы прячемся от холодного ветра и обедаем и бурханим. Примечательно, что самые голубые и крупные льдины на Байкале встречаются только на севере и юге полуострова, соответственно на мысах Нижнем и Верхнем изголовье. Нижнее изголовье есть южная оконечность полуострова Святой нос. Оно глубоко врезается острой пикой в Баргузинский залив. Наблюдаем классическую картину начала самых крупных становых трещин на восточном побережье. На юг начиналась трещина преграждавшая вход в залив, перед которой озадаченно останавливались водители, а на запад шла трещина уходящая далеко в море в сторону Ольхона. Откуда то изо льдин появился человек рыбацкой наружности и так просто попросил у нас бутылку водки. Просьба повисла в воздухе! Я не теряя момента стал расспрашивать местного мужичка об автосервисе в поселке. Он сказал, что у него друг занимается авторемонтом и дал его номер, обещал сам лично договорится о срочном ремонте. Это и было нужно нам сегодня в первую очередь! Костя — водитель секвойи как то сразу успокоился. В знак благодарности я отдал ему свой личный запас спиртного. Едем по Баргузинскому заливу. Появилась определенность в последовательности ремонта и стали появляться тормоза у буханки. Жизнь налаживалась! Воздаяние уважения духу местности (бурханить, обычай местных народов, от слова Бурхан-дух местности ) как всегда оправдалось. Уже под вечер въезжали в поселок по устью реки Баргузин, где рыбаки обустроили лагерь из фанерных домиков прямо на льду. На каждом пустом домике висел замок, на заселенном уютно топились печки. Ловят там по выходным и вечерам, спрятавшись от ледяного байкальского ветра , в основном соровую рыбу — елец ,окунь, сазанчик. Чем не Баргузинская дача? Заселились в гостиницу Баргуджин токум. Наблюдение дня, расходные материалы в поселке для машины значительно дешевле чем в Иркутске. Дороги ничем не посыпают. Пройдено 150 км.

Самые голубые льды на Байкале
Самые голубые льды на Байкале на Полуострове Святой нос

3 день. Усть Баргузин — Давша. Из-за затянувшегося авторемонта выезжаем значительно позже намеченного. Проезжаем пропускной пункт Забайкальского нацпарка. Едем по Баргузинской косе. Экипаж тойоты просит почаще останавливаться на воздаяние духу и осмотр местности. Выходим на льды Баргузинского залива. Огромные ледяные валы замерзали на лету в осенний шторм, такое впечатление оставляют горки с пешерками уперающиеся в песчаный пляж. На перешейке между Баргузинским и Чивыркуйском заливом останавливаемся в знаковом месте ручей Буртуй. Кормим птичек — синичек. Въезд в национальный парк в этом году заметно подорожал. Но заметно что деньги идут на благоустройство парка. Появились современные туалеты. Оборудованные места отдыха. Завезены дрова. Выезд в Чивыркуйский залив порадовал расчищенной от снега ледовой дорогой. Останавливаемся на термальном источнике в бухте Змеиной. Местность вокруг источника заметно расстроилась. Появился визитный центр и новые ограждения. Правда за это стали взимать по сто рублей с человека. Купаемся при значительном морозе. Подход к ванне напоминает купание в крещенской купели с разницей в температуре воды в 40 градусов. По прежнему холодный северный ветер загоняет путешественников в машины. Решаем обедать в одной из многочисленных юрт. Разморенные горячим источником и обедом из свежесоленого и копченого омуля, участники не спешат покидать уют юрты. Понимаю, что мы выбиваемся из графика. До конечного пункта, кордон Давша, остается примерно 80 километров льда. Тороплю народ. Еще время уходит на поиски автозимника из Чивыркуя до Северобайкальска. Зимник проходит примерно в 5 километрах от восточного побережья Байкала. Проскакиваем несколько замерших трещин пересекающих створ входа в Чивыркуй по направлению Верхнее изголовье — р. Большой Чивыркуй. Мороз крепчает, постепенно темнеет. Участники напряженно всматриваются в исчезающую в сумерках дорогу. Когда же приедем? И внезапно в еле различимом силуэте побережья возникает белая поляна. Это Давша! Второго такого места на этом берегу нет. На кордон въехали уже в темноте. Давша — эта местность была раньше заселена эвенками. Место примечательно широкими полянами и теплым источником, перемерзающим зимой. В семидесятых годах здесь была обустроена центральная усадьба Баргузинского заповедника. Жили многочисленные сотрудники и ученые заповедника. Функционировал местный аэропорт. И сейчас можно увидеть на центральной улице усадьбы сельский клуб, библиотеку, детсадовские постройки, медпункт, действующий музей. В основном ученые изучали баргузинского соболя. В голодные для соболя годы зверек выходит к людям подкормится, как было четыре года назад, когда на восточном побережье и в горах бушевали пожары. Заселяемая в гостиницу. Свет дают здесь с 7 до 11 вечера. Наблюдение дня, нет ни одно го Хивуса северо — восточней Ольхона. Пройдено 160 км.

Змеиный источник

4 день. Давша- мыс Котельниковский. Давша- самое холодное место на Байкале по наблюдению метеорологов. Убеждаюсь в этом взглянув на градусник — 38. Несмотря на утренний мороз буханка запускается с первого раза. Спасибо корейскому моторному маслу. В отличии от минералки в трансмиссии, оно не промерзло. Педаль сцепление отпустить не могу. Так промерзло масло в коробке передач. Секвойя не заводится с первого раза. Отогреваем ее омским зимним газом. Мой газовый баллон, заправленный в Иркутске напрочь замерз. Это моя ошибка , надо было занести с вечера баллон в тепло. Между делом всматриваюсь в окрестности, ищу соболя в поленницах на постройках. Повсюду кряжистые кедры утопают в глубокий снег. Может быть забрел кто — нибудь? Зверька все же нет. Через час запускаем тойоту. Не завелись и наши соседи в это утро. Буханка и мицубиси не подают признаков жизни. Приходим им на помощь. Воспользовавшись полуторачасовой заминкой с запуском машин наши участники посещают местный краеведческий музей. Выезжаем снова с опозданием. Движемся на север против ледяного ветра . Дорога все еще хорошо накатанная, обозначена вешками из старых новогодних елок. Мимо проплывают пики Баргузинского хребта . Густой кедровый лес, утопающий в глубоком снегу, плотно сползает ко льду со склонов гор. Но в лес выходить нельзя, территория заповедника. Снова пропадают тормоза. Тормозит одно колесо, начинаю уже к этому привыкать. Скорее всего от мороза и встречного ветра перемерзает тормозуха. Мыс Кабаний — Мекка рыбаков. Считается, что под этим запорошенном льду скапливается хариус и ленок. Дальше вешек обозначающих зимник невидно. Спрашиваем рыбаков о дороге на Северобайкальск. Никто толком не знает направление, типа все приехали с юга. Потеряв час на рысканье туда-сюда, подъезжаем к двум головастикам оборудованными будками с печками-они , местные, должны знать дорогу. И вот едем по второй части зимника., которая уже ничем не обозначенная. Хотя источники на Котельниковском, далее Котелки, находятся на другом побережья в северо- западном направлении, по карте логично было бы перечесть озеро поперек. И это был бы самый кроткий путь. Но спутниковые снимки озера даже самого высокого разрешения не дают информации о состоянии льда, торосах, становых трещинах и глубине снега в северной части. Потому, что север всегда завален снегом в отличии от южной и западной частей Байкала. И явных следов отворотов на запад не было, как не было информации, что кто-то до нас пересекал Байкал в этом направлении. При движении напролом на запад нас ждал большой риск увязнуть в глубоком снегу или попасть в ловушку обширных торосовых полей, что заставило бы возвращаться на прежний путь. А это большая потеря времени, которое могло привести к вынужденной ночевке группы в машинах, вместо купания в Котельниковских источниках. А передвигаться по льду в темноте — это большой риск. Поэтому решено было сделать большой крюк, но по проверенному накатанному зимнику до села Байкальское с возвратом назад по западному берегу . В районе реки Томпуда дорога отворачивает на запад. Меняется направление снежной колеи к северному ветру, что сразу затрудняет движение. Поперечный ветер сразу же переметает колею снегом. Замечаю наезженные отвороты вправо. Скорее всего они ведут, по рассказам местных, на источники Хукусы. Но не факт. Устав бороться со снегом, решаем остановится и пообедать. Поставили машины в ряд от ледяного ветра. Накрыли на стол нехитрую снедь. Сидеть на холоде никто не захотел. Пища замерзает на ходу, торопимся. Стульчики так и не пригодились в этом походе и зря катались они на багажнике буханки. К селу Байкальское прибыли уже к вечеру. До Котелков еще порядка 40 км. Уже в глубоких сумерках преодолеваем несколько открытых трещин и вот вдали засверкал, яркими огнями турбазы, мыс Котельниковский. Мыс назван так потому, что в этой местности протекает река Горячая, которая имеет температуру +35-55 градусов С. Естественно, никогда не замерзающая, она дает обильные испарения и из дали в мороз напоминает большой кипящий котел. Еще в советское время строители БАМа предусмотрительно построили здесь базу для отдыха трудящихся. Теперь турбаза Северо байкальского туннелестроительного отряда принимает гостей. Здесь есть два горячих бассейна, кафе, комната настольных и wi fi. После трудного дня, купание в горячем бассейне, в который втекает речка Горячая, представляет непередаваемое ощущение! На улице мороз в воде как в парной. Каждую минуту на голове образуется корона из инея и приходится отогревать свою лысину нырянием под воду. Наблюдение дня, нам не попалась ни одна встречная машина с севера. И снова ни одного Хивуса. Пройдено сегодня 210 км.

http://xn----8sbabbk9bieg1dwacby.xn--p1ai/
Баргузинский заповедник. Давша

5 день. Котелки — Северобайкальск. 5 марта — 45 С. Зима на исход, весна на мороз! Из всех машин стоявших на стоянке турбазы добрая половина не завелась. Буханка не составила исключения. Не помогла даже импортная моторная синтетика. И начались танцы с бубном! Отогрев газом, пуск, снова отогрев, снова пуск. Завели только с толкача-благо на уазике кпп еще остается механика. Тойота была предыдущую ночь на автопрогреве и водитель Костя спокойно отдыхал. Потеряли снова пару часов из-за моей ошибки. Притупилась бдительность в горячих источниках и не прогрел ночью машину. Наспех сфотографировав базу и источники выезжаем в Северобайкальск. Трещины которые мы так лихо перескочили вчера , сегодня разошлись. Вбираем наиболее узкое место и перепрыгиваем сходу. От села Байкальского едем на север по льду в надежде найти накатанные следы ведущие на горячие источники Хакусы. Однако увязаем в старую заснеженную колею. Ближе к городу встречаем рыбацкие машины. Они ловят омуля. Никакого отворота нет все эти дороги рыбацкие. Северобайкальск. Потеплело. От городского пляжа до источников Хакусы ведет укатанная обозначенная вешками автодорога. Нам надо еще 4 часа на посещение Хакус. Это не мало, вернемся уже по ночи. Решаем, что купания на хватило, и лучше потратить свободное время на знакомство с городом, остаемся в столице БАМа в г.Северобайкальске. Наблюдения дня, выезд на лед никто здесь не запрещает. Прямо на льду Байкала устроен обустроенный городской каток, играет музыка. Обустроены высокие горки, Родители привозят на машинах детей. Обстановка походит на Иркутск начала двухтысячных. Прошли 70 км.

Горячий источник Котельниковский

6 день. Северобайкальск — Жигалово. Выезжаем рано. Впереди перевал Даван. В связи с потеплением начинает хмурится небо в горах. Это нежелательно. Если заметет перевал, нам придется туго. Как то раз я уже проезжал его в снег при видимости 5-10 метров. Это было опасно, к примеру столкнутся с со встречным камазом. Проезжаем городскую горнолыжную трассу, отворот на горячий источник Гоуджекит. Жаль, нет времени посетить столь интересные объекты. Едем вдоль одноколейной железной дороги, которая уходит в знаменитый пятикилометровый тоннель Даван. Однако столбы уже без электропроводов уходят выше поверх тоннеля. Узкая полоска дорожного полотна прорывается среди двухметровых сугробов подымаясь все выше на Даван. Достигли границы Иркутской области и Бурятии. Начинается снег, скользко, все внимание на дорогу. Проскочили перевал. Снег разошелся, заметно сбавили скорость. Автодорога Улькан — Жигалово 280 км, была пробита около 15 лет назад для разведки и нужд Ковыктинского газового месторождения. До этого здесь проходил только местный зимник соединявший охотничьи заимки и отдаленный поселок Карам. На дороге есть два кпп для контроля проходящего транспорта и множество вахтовых поселков. Примерно в ста километрах от Улькана дорога уходит на таежный перевал и здесь начинаются приключения. В это месте полотно представляет обледеневший желоб с прокатанной грузовиками колеей. По бокам желоба идут полки под наклоном внутрь с высокими ледяными бортами разной ширины. Попытка проехать и обогнать застрявший транспорт по этой полке, неизбежно сбрасывает обратно в колею машину. Выбраться из колеи тоже очень трудно . Один не точный маневр может выбросить машину вне желоба в полутораметровый снег. Идет снег, тепло, скользко. Один грузовик не может заехать в гору. Образуется пробка. Сверху и снизу скапливаются машины. Пытаюсь обойти по ледяной полке грузовик слева и не могу выбраться их колеи. Вся процессия сдает назад на полкилометра. Опытные камазисты уже терпеливо ждут развязки на единственном пятачке в начале перевала. Не забравшийся грузовик становится на обочину. Пока вроде бы путь свободен. Едем вверх по желобу. Сверху поперли легковые машины. Успеваю уворачиваться еле забравшись на полку справа. Конечно же никакой регулировки на этом участке автодороги нет. И вот едет камаз с прицепом его прицеп разворачивает и дорога перекрывается. Сзади машины. Все , буханка в ловушке! Через некоторый попытки выбраться решаем обойти слева камаз, но ледяная колея не дает мне выбраться на полку. Пригодилась байкальская пешня, лежавшая без дела весь ледовый путь. Срубаем ледовый бордюр, забираемся на полку. Проезжаем в миллиметрах от прицепа и глубокого, снега с другой стороны. Другие водителя, оценив мой редкий в этих местах инструмент, рубят ею в ледяной колее себе проезд.. В некоторых местах дорога немного расширяется и позволяет разъехаться двум автомобилям которые одним колесом едут по полке а другой по ледяной колее, при этом сильно наклонясь внутрь желоба. Так я пережил несколько неприятных секунд, когда встречный камаз с прицепом доверху груженный трубами принял вправо для разъезда и наклонился грузом во внутрь дороги. Деваться некуда пришлось тоже принять вправо и ехать едва не цепляясь своей крышей за трубы. В свою очередь те трубы, при одном неверном движении водителя, могут завалится на уазик! Но все прошло удачно! И так еще 15 км таежных перевалов в общей сложности. В Жигалово прибыли уже в темноте. До Иркутска осталось еще 400 км, но это уже завтра. Наблюдения дня, учитываю сложную остановку на автодороге Улькан -Жигалово, было проще и наверное быстрее вернуться на Ольхон прежним путем и далее в город. Пройдено 400км. Видеоверсия отчета «Северное кольцо Байкала»https://youtu.be/izLmr5DqFr0

Перевал Даван. Самый снежный участок автодороги Северобайкальск — Улькан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Байкал и Хубсугул. Автомобильные, ледовые и водные туры. Рыбалка, путешествия по Монголии и в Прибайкалье