Хубсугульский тракт

Хубсугульский тракт

Автодорога А 1101 соединяет центр Хубсугульского Аймака с сомоном Ханх(Турта) на севере озера Хубсугул.

Нам не нужен ваш дорогой бензин
Нам не нужен ваш дорогой бензин

Расстояние 280 км.  Первые  километры ,110 км по асфальтированной трассе до города Хатгал, пролетают незаметно, а вот далее на север становится уже интереснее. По восточному побережью озера проложена грунтовая дорога длиной 180 км до приграничного поселка Ханх. Так как другой дороги по западному берегу нет приходится ехать только по ней. Скорость передвижение сильно зависит от погодных условий, как летом,  так и в зимнее время. Горное озеро Хубсугул имеет сложный рельеф побережья.

Первые километры тракта проходят по живописному берегу
Первые километры тракта проходят по живописному берегу

Таежные перевалы, степные долины рек с глубокими бродами, песчаные дюны,  и горные болота – все это с чем сталкиваются  автомобилисты, добираясь  с северной части озера от южной его оконечности. Среднее время прохождения А1101 на местной  маршрутке УАЗ буханка составляет около 12 часов в сухую погоду. Рекомендовано ехать только на внедорожнике или грузовике. Все остальные машины, если даже проходят эту трассу в устоявшуюся сухую погоду, то имеют плачевный в виде оторванных бамперов и пробитых элементов трансмиссии и  кузова. Наверное, эта дорога является рекордной по количеству поломок автомобилей. Хотя с тех пор, когда я пятнадцать лет назад  проехал по ней первый раз, многое там изменилось. Сейчас по состоянию на 2016 год построены мосты, в том числе на речушках склонных к разливу в паводок  и отгредированы основные лесные перевалы, что заметно облегчает передвижение.

dsc_0152

И так, со стороны Иркутска, дорога на юг начинается в старинном поселке – центре сомона Ханх. Сразу же после сомона начинается заболоченная пойма реки Ханх-гол. Переехав мост, начинается виляние дороги по наивысшему рельефу поймы, который в паводок выглядывает из воды гребнями канав. Заканчивается участок мостом через коварную гать, который построили всего лишь несколько лет назад. Выехав на возвышенность после поймы, обратите внимание на лево, в сторону  российской границы. Здесь должен открыться вид на белые башни телескопов. Именно здесь можно поймать последний сигнал оператора связи tele2.

Частые остановки нужны для отдыха и осмысления происходящего
Частые остановки нужны для отдыха и осмысления происходящего

Далее еще 15 километров к югу через пару лесных перевалов и песчано-гравийных дюн, до второй крупной речки побережья Тураг-гол, участок дороги не представляет собой какой-нибудь сложности проезда. Близость поселка, нетрудная дорога и прекрасный песчаный берег в этом месте располагает к отдыху. Возможно, из-за этого российские туристы облюбовали здесь место массового кемпинга в летнее время. Нет недостатка дров, лес подходит очень близко. Отличное место для отдыха и рыбалки.  Но не стоит расслабляться на отдыхе, так как здесь отмечено хищение лодочных моторов у незадачливых лодочников.

Привал перед взятием очередного брода на разлившемся Тураг-голе
Привал перед взятием очередного брода на разлившемся Тураг-голе

Первое препятствие,

особенно в паводок, это брод через реку Тураг – гол. Мостов здесь еще нет. В этом месте дорога раздваивается на две. Первая старая, уходит сразу через брод и поднимается по лесному склону. Эта дорога короче второй. Но проходит по заболоченному лесному перевалу, вязким песчаным дюнам среди кряжистого кедрача  и чередой бродов через речку Шогнул-гол. В связи с этим была проложена вторая дорога, что проходит выше по перевалам. Она условно проезжаема для моноприводных машин с высоким клиренсом и для нагруженных грузовиков. Брод, выводящий на нее, находится выше первого на 300-400м.   И сходятся эти дороги на новом мосту через речку Ноен-гол. Красивая речка, утопающая в песчаных дюнах, переводится с монгольского как –Господин река.  В самом устье есть удобное место для лагеря и рыбалки. Есть много дров, на берегу, в лесном массиве. От поселка расстояние 40 км или 2 часа пути. Через 10 км  дорога выходит на песчаную пойму речки Сэвсулийн-гол. Примечательно это место своим расположением лебединых озер. Всякий раз проезжая там можно видеть пару белых лебедей со своим  выводком.

Вид на лагуное озеро
Вид на лагуное озеро

Проезжая по таежным перевалам  восточного берега Хубсугула не перестаеш удивляться величием озера. Особенно красивы виды с двух перевалов среднего участка дороги. Первый Овотын-Дава и второй Борсогийн-Дава или Офицерский. Назван он мной так по расположению на нем памятника офицерам  советской армии проходившим здесь колонной в далеком 1972 году. Речная долина разделяющая эти два перевала имеет заболоченный вид, но несмотря на многочисленные лужи, дно твердое и вполне проезжаемое. Пойма заканчивается мостом через рыбную речку Их-Далбайн гол. В ней водится окунь не крупный ленок, которых можно наловить к обеду в приустьевом участке.

Обелиск на офицерском перевале
Обелиск на офицерском перевале

Традиционное ОБО на перевале Офицерский располагает путников к неспешному привалу. Небольшой перекус с видами на противоположный берег и горной грядой дополняет идиллию оторванности от всего мира. Интересно, что сколько бы раз я здесь не бывал, всегда попадал в ясную и сухую погоду с прекрасной видимостью.  Тут же открывается вид прибрежную окуневую лагуну и на самый большой остров озера Модон-хуйс .

Там в дали Модон-хуйс - самый большой остров Хубсугула
Там в дали Модон-хуйс — самый большой остров Хубсугула

Существует местная легенда образования этого лесного острова и всего озера: Когда-то давно, когда еще не существовало озера на этом месте, была цветущая долина с сочным разнотравьем. Плодился скот и преумножалось население. И в один момент произошло сильное землетрясение, земля треснула, и из нее вырвался фонтан воды до небес. Все вокруг стало заливать водой. В потопе погибали люди и скот. И тогда старейшины позвали местного богатыря и попросили у него помощи. Не долго думая богатырь отломил верхушку от самой высокой горы и заткнул фонтанирующую трещину изливающюю море воды.  Как пробкой бутылку. С тех пор и образовался собственно и сам Хубсугул. А остров в виде конуса так и переводится с монгольского Модон-пробка. К стати если посмотреть на противоположную сторону озера,  то можно увидеть и ту обломанную гору с характерной столовообразной  формой.

Фрагмент дороги в сухую погоду
Фрагмент дороги в сухую погоду

Самая сложная часть тракта этой дороги начинается с самого высокого перевала Сантын-даба 2057 м. Этот участок дороги уходит значительно от берега между долиной реки Борцог — гол и вторым по величине заливом озера Модын нуруу. Длина 30 км, среднее время прохождения 1.50 мин. Заколдованное место, которое пройти без поломок автомобиля удается не всегда. Начало перевала символически обозначено километровым столбиком 90/90, что указывает на прохождение ровно половину пути. Через несколько километров построен мостик через речку Борсог — гол. И здесь рекомендовано набрать питьевой воды на оставшийся путь. Так как в заболоченных верховьях ручья уже нет скота. Грунтовая дорога перевала представляет собой заболоченный грунт лесотундры с насыпью из преимущественно гранита и вулканического туфа.  Грязь, глубокие лужи и высокие камни представляют опасность повреждения шин и деталей подвески автомобиля. Водители, которые не успели пройти до темна этот участок, предпочитают переночевать до или после перевала. Что, однако, не относится к водителям местных маршруток-буханок, которые едут ночью из г. Мурен в Ханх, а днем обратно.

Обо Сантын-Даба. Культовое место поклонения и отдыха
Обо Сантын-Даба. Культовое место поклонения и отдыха

Обо перевала Сантын –даба 2057 м, дистанция пути около  100 км,  является границей сомонов Ханх и Чандмань Ундер. Это традиционное место остановки и отдыха. Здесь обязательно нужно остановиться и побурханить за успешно пройденный путь, отблагодарив всевышних духов местности по шаманскому обычаю. Несколько лет назад там был установлен ретранслятор сотового оператора jmobile с питанием от солнечных батарей. Есть сигнал только этого оператора. Стоит сказать, что этот оператор специализируется установкой связи в основном для пастухов в отдаленных и труднодоступных районах Монголии. И не столько популярен среди населения как другие операторы связи, работающие в формате GSM.

песчаные дюны на короткой дороге
песчаные дюны на короткой дороге

Далее дорога ухудшается настолько, что приходится сбрасывать скорость до 3-5 км/ч. Приходится объезжать острые камни коренной породы грунта перевала. Особенно внимательным нужно быть водителям машин с независимой передней подвеской. Из-за постоянно меняющего клиренса рычажной конструкции,  высока возможность словить удар камня в подвеску. Пробитые картеры и гнутые рычаги вот основные поломки, подстерегающие неопытных водителей. Изредка этот участок дороги  ремонтируют, подсыпают твердым грунтом, грейдируют. Однако хватает этого не на долго. Но не смотря на камни, грязь дороги и глубокие лужи, поиск обходных путей  чреват  засадой машины в болотистый грунт с последующим трудоемким откапыванием.

В источнике истинное расслабление
В источнике истинное расслабление

Булнайские источники. В тридцати километрах к востоку от Хубсугула находится водолечебная здравница аймачного значения Булнайский Аршан. Температура воды от 25 до 48 градусов. С Хубсугульского тракта есть две дороги на источники. Первая, короткая 12 км, сворот на лево в семи километрах от ОБО Сантын-Даба.   Ехать по первой, короткой крайне сложно, так как грунтовая дорога проходит через несколько заболоченных распадков. По ней почти никто не ездит, и засесть в тех болотах означает откапывание машины неограниченное количество времени. Рекомендовано ехать там двумя подготовленными машинами.  Вторая, длинная дорога 32 км, сворот от залива Сар, через перевал  Нарийн-Хилэнгийн-Даба. Эта дорога не представляет особых трудностей для прохождения. Залив Сар (месяц) не только самый большой залив Хубсугула но и очень красивое место. Вода в котором переливается разными цветами от бирюзого до небесно – голубого, открывая виды на  водный простор и горы. Как видно из названия он имеет серповидную форму. Здесь можно расположиться на отдых.  В километре от дороги с небольшим бродом в лесу есть удобные места для палаток.  С этого места дорога немного улучшается.

Автодорога Ханх=Хатгал проходит через Сад камней похожих на моржовое лежбище
Автодорога Ханх=Хатгал проходит через Сад камней похожих на моржовое лежбище

Лесные каменистые перевалы все более уступают степным долинам. Последняя речка с бродами Алаг Цар-гол, после выезда из поймы которой мы попадаем в ледниковый сад камней.  Причудливые камни напоминают моржовое лежбище. Краткий отдых в этом интересном месте скрашивает не легкое прохождения всего пути. И вот уже с перевала Сагсагийн-Даба  виден город Хатгал. Продолжительный спуск заканчивается деревянным мостом через исток из озера реки Эгийн – гол. Здесь на отметки 180 км и заканчивается  Хубсугульский тракт, полный трудностей и прекрасных зрелищ.

Каменые столбы " Оленьих камней"
Каменые столбы » Оленьих камней»

Далее до Аймачного центра Мурен пролегает прекрасная асфальтированная трасса 100 км.  с классическими монгольскими видами степей, верблюдов и хищных птиц.  Из достопримечательностей этого участка можно посмотреть памятник древности «Оленьи камни». Добраться можно,  свернув с асфальта к соленому озеру Эрхал нур, и проехав его по одной из дорог, до памятника около 8 км. Стоит поискать огороженные столбики, посмотрев внимательно на окружающие степи в бинокль.

Хроника поломок и происшествий на тракте.

12 августа  2009 года выпал снег в горах Прихубсугулья около 12 см. А 13 числа выдался солнечный и ветреный день, когда мы выдвинулись на УАЗ буханке на юг озера. Интенсивное таяние снега мгновенно вздуло ручьи и речушки восточного берега. Там где был ручей там разлилась река, где была река, стало болото с течением. В пятнадцати километрах от Ханха, переезжая на вид неглубокую речку Цаган — Худжир-гол, попадаю в глубокую промоину с крутыми кромками. Двигатель сразу же заглох. Глубина брода 120 см. Пришлось срочно эвакуироваться из машины. Дергали сначала двумя буханками без результата, а затем и тремя одновременно. После успешной эвакуации осмотрел уазик. Вода была везде —  в двигателе, агрегатах и основном топливном баке. Основные вещи успели вытащить сухими. С мотора слили воду с маслом, просушили свечи и к удивлению завелись. К счастью в дополнительном баке остался чистый бензин. Он располагался с другой стороны от течения. Это позволило нам двигаться вперед какое — то время. По дороге вытягивали из рек таких же автомобилистов — братьев по несчастью. Кто давал нам бензин, кто моторное масло, так и доехали до ближайшей заправки.

Июль 2010г. При спуске с перевала Модын-Даба, поднявшейся с грунта палкой, оторвало рабочий цилиндр сцепления на УАЗе. Так и ехал без сцепления по ухабам и болотам до ближайшего сомона около 60 км. Там нашли местные какой-то ржавый цилиндр, который был успешно отреставрирован и установлен!

Август 2011г.  Тем летом было особенно жарко на перевалах. После преодоления Хубсугульского тракта на УАЗ – таблетке, пыхнув густым белым паром — прогорела прокладка ГБЦ. Набрав все емкости воды, пришлось ехать в сервис аймачного центра г. Мурен.  Найти сервис помогли там знакомые, за что им большое спасибо! После замены прокладки на обратном пути на подъезде к  ОБО Сантын-Даба развалился самоблокируемый редуктор БТР 60 в заднем мосте.  Как потом выяснилось, треснул корпус дифа.  К счастью стояла сухая погода, которая позволила  худо-бедно добраться до Ханха, а потом и до Иркутска на переднем мосту.

  1. В этот раз ехали по тракту впятером на грузопассажирской М. Делика. После прохождения Хубсугульских перевалов от нагрузки лопается подкоренной лист правой рессоры. Ехать можно, но скорость передвижения заметно упала. Глухие пробои рессоры заметно нервировали весь экипаж. Заменили на похожий лист в ближайшем сомоне. А на обратном пути лопается и левый подкоренной лист. И снова это произошло на заколдованном перевале Сантын-Даба. Ремонтировались на лагуном озере с прекрасными видами, речки Борсог. Совместными усилиями с местными джигитами, заменили на похожий от УАЗа.  Стоит сказать, что до поломки рессоры покупались новые, но корейского производства.

Август 2015г. Этим летом М. Делике повезло меньше. После спуска с перевала Анджистын-Даба развалился диск сцепления. Благо шли в тот раз двумя машинами. Взяли делику на буксир второй машиной. Тянули Патролом через пески, броды и камни до границы, а потом и до Иркутска в общей сложности 400 км.

Август 2016г. После возвращения с юга озера в начале перевала Модын-Даба размололо передний ступичный подшипник на Ниссане Патрол.  Загарал в тайге возле живительного ручья два дня пока не привезли  нужные подшипники, запасливые жители Ханха. Чудо конечно, но они нашлись!

Дмитрий Брянский

Хубсугульский тракт: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Байкал и Хубсугул. Автомобильные, ледовые и водные туры. Рыбалка, путешествия по Монголии и в Прибайкалье