Ледовые дороги Байкала

Как известно, горное окружение и сложный рельеф местности препятствует прокладки железных и автомобильных дорог вокруг озера Байкал. Что в свою очередь ограничивает доступность ко многим достопримечательностям, заповедным кордоном и малым населенным пунктам. И вот после нового года, когда сибирские морозы сковывают водное зеркало озера, появляется возможность неспешно объехать периметр или определенный желаемый ледовый участок. Примерно два месяца в году с середины февраля по апрель, с начала местное население, а потом и путешественники начинают накатывать ледяные пути.     Так появляются байкальские зимники. Существуют официальные ледовые трассы и местные. Из официальных известны две: залив Куркут – остров Ольхон, 11 км и Усть-Баргузин – село Байкальское — Северобайкальск 350 км. Трассы обслуживаются дорожными службами и обозначены вешками на всем протяжении. Созданы они из-за острой необходимости сообщения между областными и республиканскими центрами с отдаленными населенными пунктами в зимний период. Неофициальные ледовые дороги такие как; Северобайкальск — Хакусы, Хужир-Усть-Баргузин, Култук – Листвянка, Бугульдейка — Провал и многие другие, служат в основном для перевозки туристов, рыбаков, отдыхающих и небольших групп местного населения. Именно такие малоизвестные зимники для автотуриста и представляют интерес, а именно их наличие в текущем году.

Когда я десять лет назад в первый раз поехал на автомобиле по зимнему Байкалу, было интересно страшно, вернее интересно и страшно. Интересно было наблюдать ледяную гладь уходящую вдаль, а страшно было ехать по абсолютно прозрачному льду, казавшемуся очень тонким, и только видимая глубина трещин напоминала, что толщина льда в действительности больше метра.  Тогда мы прошли участок от поселка Большое Голоустное до устья реки Анги. Всего около 100 километров. И нам впервые открылись ледяные пейзажи острова Бакланий, бухты Песчаная, утеса Саган Заба и множество необычных скал и ледяных гротов. Не обошлось и без приключений. Первое не веселое, когда за поселком Большое Голоустное мы решили подъехать близко к скале «Пьющий слон» и обратно уже не смогли выехать по старому пути – после проезда машины льдина откололась от трещины и свободно покачивалась на воде, справа скала, слева торосы. Пришлось прорубаться в торосах, что бы выбраться из ловушки. Второе забавное событие нас ждало в поселке Бугульдейка. Где на кануне празднования 23 февраля,  разгоряченное население приняло наш уазик за бригаду электриков прибывших для устранения несанкционированных подключений к домам. Но по случаю праздника и признания нас заблудшими путниками, прибывшими не традиционным путем, конфликт был исчерпан. Тогда мной приобретался первый опыт зимней езды и опыт общения с местным населением.

С тех пор мной проводились разные путешествия по зимнему Байкалу и озеру Хубсугул. Самый продолжительные из них это трансбайкальский переход  Култук – п. Хужир – п. Усть-Баргузин — Северобайкальск, длина 1250 км, 20 дней, а второй поход занял 12 дней и  северный кольцевой МРС – м. Хобой – п. Усть – Баргузин – п. Давша – Хакусы – Северобайкальск – м. Котельниковский – б. Заворотная – п. Онгурен – п. Хужир – МРС. Длина 877 км, 7 дней. Особенностью этих маршрутов является разность и ледовых покрытий южной и северной части озера. Если юго-западная сторона ледяного покрытия часто расчленена множеством трещин, торосов и вместе с тем имеет продолжительные участки голого отполированного ветром льда, то северная часть зеркала льда от острова Ольхон устанавливается  более стабильно и гладко. На этом участке можно крутиться и дрифтовать на машине, что доставляет безграничное удовольствие детям и новичкам ледовых походов.  Однако весь север густо завален снегом и найти абсолютно голый лед практически не возможно. Средняя толщина снежного покрова северной части около 20 см.  Наблюдается и разница толщины льда. Так в марте 2017 года в близи поселка Большое Голоустное наблюдалась толщина льда всего 62 см, а  около поселка Давша (Баргузинский заповедник )130 см. Разница утреней температуры воздуха в тех же местах на юго-западе поселке Б.Голоустное -15 С и в поселке Давша – 29 С  соответственно.  Ветреный режим для обоих частей Байкала зимой тоже различный. Если для юга и запада побережья характерна пасмурная, ветреная погода, бураны оголяющие лед за считанные минуты,  частые оттепели. То на севере преобладает в основном морозная, тихая и ясная атмосфера.

Основные препятствия на пути автотуриста представляют трещины, пропарины и торосы. Трещины бывают становые, дочерние и независимые местные. Становые трещины образуются от больших выдающихся в море мысов и продолжаются на несколько десятков километров в море. Такие трещины образуются ежегодно в одних и тех же местах. Примером служит трещина на мысе Крестовский уходящая далеко в озеро и трещина мыса Нижнее изголовье полуострова Святой нос, перекрывающая вход в Баргузинский залив. Как правило, такую трещину видно из далека, за несколько километров. Потому что края ее оторочено высокими торосами, следствие многократного сжатия, растяжения и подлома краев льда одного под другой. Нередки и даже обязательно выходы открытой воды в самой трещины на окружающий лед.  Но все же эти трещины проходимы для колесного транспорта.  Дочерние трещины отходят от становых и имеют меньшую ширину и длину до нескольких километров.  Часто как раз в месте слияния этих трещин и возможно переехать препятствия на автомобиле, потому что сила натяжения льда при суточном сжатии делится между двумя просветами открытой воды и следовательно они имеют наименьшую ширину. Перепрыгнуть на машине здесь легче. Местные трещины имеют не продолжительную длину и ширину они могут иметь извилистую или даже кольцевую форму. И как правило после нескольких морозных дней замерзают до проезжаемой прочности.

Техника прохождения трещин. Первый мой опыт создания трапов и помостов  из досок для проезда широких и продолжительных ледяных трещин не прижился из-за своей трудоемкости и длительности установки на место переезда. А во многих местах это оказалось и невозможно из-за высоких торосов неровностей краев трещин. Тем более далеко не каждый водитель сможет медленно и аккуратно ехать по доскам над бездонной бездной. К тому же доски могут сломаться в любой момент, разъехаться или просто выскользнуть из под колеса. Утомительным мне показалось сбор-разбор и погрузка – выгрузка помоста. Реальный метод проезда или точнее сказать  пролета машины показали мне местные жители. Так, если в результате многокилометрового поиска не удалось найти подходящего места для проезда, тогда в узком месте с высоким торосом, образовавшего подломом одного края льда по другой, этот торос срубается пешнями до трамплино подобной формы. Колотый лед перекидывается в саму трещину на воду. Образуется ледяная каша, которая смягчает удары колес об противоположный край трещины, что  предотвращает  отрыв мостов от  подвески. Иногда для большей уверенности под ледяную кашу или на нее кладутся поперечно доски или кусок брезента. Ткань предотвращает повреждения днища автомобиля от деревянных обломков и подлетевшей доски. Если водителя берут сомнения в толщине и структуре льда в месте приземления машины, то стоит пробурить рыбацким буром и смерить толщину льда. Трещина проходится с ходу на скорости с подлетом на торосовом трамплине. Скорость разгона выбирается водителем с учетом высоты трамплина и ширины трещины. Быстро и практично, однако отмечено много случаев отрывов мостов у машин и здесь нужно просто иметь опыт. Частое прохождение таких трещин утомляет водителя и изрядно нервирует экипаж, да и машине прилично достается. Наибольшая частота таких трещин встречается традиционно на ледовом участке мыс Кадильный – мыс Крестовский — устье реки Анги.

Другой сложностью для ледового похода являются торосовые поля.  Обширные площади, достигающие нескольких квадратных километров и даже нескольких десятков километров, заставляют автомобилистов, пеших туристов и даже судна типа Хивус, искать проходы в них или если это невозможно объезжать поля. Иногда автомобильные дороги прокладываются по следу хивусов. Часто можно заблудиться в бесконечных лабиринтах тороса и от отчаяния идти на трудоемкую прорубку и расчистку ледяных плит. Ингода это просто не возможно из-за высоты тороса и опасности пореза шин. На такой случай полезно записывать трек поездки по навигатору и в случае захода в тупик иметь шанс быстро выйти из него.  Такие поля периодически появляются на пути путешественников. Ежегодно можно обнаружить скопления торосов на западном побережье в устьях рек Голоустная, Бугульдейка, Анга и на севере острова Ольхон.

Пропарены льда это самые коварные места для автомобилистов, туристов. Они образуются в местах постоянного течения, выхода на поверхность теплых вод и пузырьков метана, которые истончают лед снизу. А на поверхности такие места ничем визуально не отличаются от нормального льда. Такие опасные места на Байкале известны. Это мыс Кадильный и Елохин(теплые родники) , места в близи Байкальска, мысы Крестовский и Нижнее Изголовье(выход метана). Именно там отмечены недавние случаи провала автотранспорта под лед. Что же говорить про лед проливов Ольхонские ворота и Малого моря (течение)- традиционное кладбище автомобилей.   В районе Ушканьих островов и восточного побережья полуострова Святой нос стоит так же придерживаться осторожности в связи с возможным провалом колес в нерпичьи продушины, которые присыпаны снегом и почти не различимы водителем при прохождении на скорости.

Подготовка и выбор автомобиля. Понятно, что у российских  автотуристов ограниченный выбор, на чем поехать на лед. Но все же нужно выбрать  авто с крепкой подвеской и желательно с большим объемом кузова на случай продолжительного ремонта и непредвиденной ночевки на льду при шквальных ветрах и морозах. Идеальный вариант это Буханка УАЗ со старой системой плавающих рессор, позволяющей смягчить динамическую нагрузку на подвеску при многочисленных прыжках через трещины. Вместе с тем наличие больших дверей на разных частях кузова позволяют экстренно эвакуироваться при уходе автомобиля под лед. И не зря этот автомобиль уже давно завоевал свою популярность у местных жителей. При выезде на лед я рекомендую запасти заранее и привязать доски длиной 2.5 метра, толщиной 4-5 см, желательно из лиственницы или безсучковой сосны к переднему и заднему бамперам. Это может дать возможность, при провале, задержаться машине на краях трещины или пропарены на время достаточное для экстренной эвакуации людей и вещей первой необходимости. И возможно сбережет сам автомобиль от полного ухода под лед. Не лишним будет привязать к доскам тюбинг, которые не только дают пассажироам развлечение на льду, но и дополнительную плавучесть машине. Обязательно стоит держать свободными проходы к задней двери кузова, если она имеется. Так как перед машины уходит под лед первым.  Конечно же, желательно иметь верхний широкий люк на крыше. Так же в ледовом походе даже не продолжительном обязательно пригодится пешня, ледобур и газовая плитка с баллоном, теплый спальник.

Так как ледовые дороги таят не только опасность, но и открывают новые возможности для туристов, то стоит остановиться на описании достопримечательностей ставших доступных с подъезда по льду.

Все ледовые маршруты разбиты на пункты подъезда и выезда на сушу.

Поселок Култук-поселок Листвянка 86 км. КБЖД. Тоннели, мосты и арки. Оборудования нейтринного телескопа.

Поселок Листвянка – поселок Большое Голоустное 45 км. Поселок Большие  коты. Скала Скрипер. Ледяные гроты и пещеры. Опасное место-мыс Кадильный! Нужно заезжать на него близко прижимаясь к берегу. Далее проезжать через кардон национального парка и далее еще 3 км по суши. Далее возможное появление голых участков от снега.

Поселок Большое Голоустное – поселок Бугульдейка 77 км. Скала Пьющий слон. Остров Бакланий камень. Бухта Песчаная. Мысы Большая и Малая колокольни. Множество ледяных пещер и гротов. Бухта Бабушка. Пос. Бугульдейка, старый мраморный карьер, Старый Улус. Продолжение участков голубого льда.

Поселок Бугульдейка – Устье реки Анга – бута Ая 51 км.  Наибольшая вероятность обширных полей голого льда.  Становая трещина на мысе Крестовский и в общем нестабильный, требующий пристального внимания лед вокруг! Утес Саган-Заба с рисунками древнего человека. Курыканская стена в устье реки Анга. Бухта Ая с древними петроглифами.

Бухта Ая – бухта Тутайский прибой, пролив Ольхонские ворота 36 км. Малопосещаемый берег из-за высоких  скал и крутых заваленных снегом подъездов. Заход на автомобиле в пролив Ольхонские ворота опасен! Как правило, пролив отделен от Большого моря становой трещиной с материка до острова Ольхон. А заезд на сушу в район Тажеранских степей по крутым снежным подъемам почти не возможен. Поэтому заезд с ледового маршрута рекомендован по долине реки Анга и далее на Малое море по трассе или объезд далеко по морю в сторону восточного берега Ольхон.

Пролив Малое Море 70 км. Официальная переправа 11 км. Есть указания на плакате с потенциально опасными местами для посещения. В основном это мысы и малые острова. Интересны острова пролива в том числе остров Огой с установленной буддийский ступой. Остров Ольхон. Скала Шаманка. Отмечается наибольшее множество ледяных гротов и пещер на западном берегу острова.

Поселок Хужир – поселок Усть – Баргузин 140 км. Скала Три Брата. Мыс Хобой. Метеостанция Узуры. Мыс Нижнее Изголовье, здесь можно наблюдать огромные голубые льдины.

Поселок Усть Баргузин – Северобайкальк  340 км. Официальная трасса проходит через Чивыркуйский залив известный хорошей рыбалкой на сига. Там же можно посетить горячий источник в бухте Змеиной. Далее на север трасса проходит на значительном удалении от берега. Существует внутренняя дорога, пролегающая ближе к берегу. Ей пользуются в основном рыбаки и инспекторы «заповедного Подлеморья». Именно по ней лучше ехать, что бы рассмотреть красоты восточного побережья Байкала. Скалы переходящие в  кедровые долины, замершие реки и горные дали вот  основные достопримечательности восточного берега. В поселке Давша в отдельные годы можно увидеть соболя. Сфотографировать его можно было, подманив к себе салом и рыбными отходами.  К сожалению в этом году соболь в поселок не пришел, из-за достаточного урожая кедрового ореха в тайге. Проезжая мыс Кабаний дорога начинает петлять в лабиринтах тороса. Недалеко от устья реки Кабаньей отмечается хорошая рыбалка на хариуса, который любит обитать под большими наломами льда. Рыбаки говорят, что рачок бормыш забивается под ломаные льдины, что привлекает хариуса. Часто на ледовой дороге можно увидеть лежащие кедровые шишки. Казалось бы какие люди — большие любители ореха ездят в этих местах. Но это не люди, а это делают вороны…  Да, именно смышленые вороны. Как объяснил мне инспектор заповедника, они приносят шишки из леса на дорогу, что бы проходящие машины дробили не только саму шишку а и скорлупу ореха. Эти птицы не имеют приспособленного аппарата для извлечения ядра как у кедровок и бурундуков. Но стоит только проявить находчивость присущею воронам и можно без труда выклевать ядрышко. Вороны патрулируют трассу на всем протяжении. Они тщательно досматривают выброшенный мусор, разнося с криком содержимое пакетов на многое километры.  Далее на север есть известные места, такие как поющие пески мыса Турали. Но это место больше интересно летом своими звуками, доносящимися с песчаной дюны.  А среди кедровой тайги расположился водолечебный курорт Хакусы доступный летом только водным транспортом. Сам горячий источник удален от берегу на 2 километра, и представляет собой мощный ручей, бьющий из под склона. Горячий поток разливается по бассейнам с различной температурой от +27 градусов до +43 градусов. В нескольких километрах на север от Хакус располагается бухта с эвенкийским названием Аяя.  С бухты можно совершить зимний поход пешком или на снегоходе на озеро Фролиха.

Город Северобайкальск – поселок Зама. Северо-западное побережье. Если проехать по льду на север до Нижнеангарска то можно наблюдать тоннели и мосты Байкало-Амурской магистрали.  А в южном направлении до Малого моря простирается дикий край.  Это малопосещаемый и самый красивый участок ледовых дорог. Здесь завораживающие горы Байкальского хребта подходят близко к берегу, в отличии от удаленного Баргузинского хребта на восточной стороне озера. До мыса Котельниковский 40 км, там ежегодно отдыхающие и персонал накатывают хорошую дорогу, по которой может проехать легковой автомобиль. На мысе расположена современная турбаза с красивым бассейном природной горячей воды. Турбаза принадлежит Бамовскому туннельному отряду.  Однако ценник для простых туристов на размещения и пользования бассейном совсем не гуманный.

Посмотрев на эту красоту, я заметил природный бассейн на границе льда Байкала, куда сливается вода из бассейна. Это и было старое устье реки Горячая.  Вода очень теплая, в середины чаши вижу в тине явно не пуганую маленькую щучку — греется, подумал я. Решаю искупаться, но зайдя покалено в воду замечаю как из водорослей выдвинулись в мою сторону две огромные щуки длиной не менее метра. Они смотрели на меня с каким то суровым любопытством. Как то сразу у меня пропало желание принимать  ванну вместе с этими метровыми монстрами. Сколько их там еще греется в водорослях?  От мыса Котельниковский до мыса Заворотного простирается не заселённый берег. Редко можно встретить здесь автомобиль, двигающийся по зимнику. Ледовые дороги на этом участке часто теряют след, однако, состояние льда хорошее, стабильное. Мало торосовых полей и практически нет трещин. А с мыса Елохин до мыса Рытый, пролегает территория Байкало-Ленского заповедника, где разбросаны по берегу только кордоны с дозорными башенками. Но в бухте заворотной и несколько километров на север есть земли сельхозназначения без заповедного режима, здесь можно переночевать на базе отдыха и гостевых домах. С мыса Заворотный на юг начинается накатанная дорога к мысу Арал около поселка Зама, обозначающему вход в пролив Малое Море. В мысу расположены крупные и наверное самые глубокие гроты, которые мне приходилось наблюдать. Самый глубокий грот составлял тридцать пять метров длиной. С этого места веером расходятся ледовые дороги на Ушкание острова, на мыс Нижнее изголовье, мыс Хобой, поселок Хужир и на Сахюрту. С выездом на материк в Куркутском заливе заканчивается круговой маршрут Северное ледовое кольцо.

И не только по льду Байкала ездят на автомобилях. Набирает популярность, особенно у туристов с Урала, пешие походы через все озеро с поселка Листвянка до Северобайкальска. Туристы длиной колонной везут на волокушах походное снаряжение, кто на лыжах, кто на коньках. Половина отсеивается на острове Ольхон. Остальные более выносливые и подготовленные доходят до конечной точки города Северобайкальска. Каждые год можно наблюдать как у пешеходников совершенствуется снаряжение. Появились легкие пластиковые волокуши, палки для скандинавской ходьбы, шипованые резиновые чулки, двухслойные палатки с легкими печками. Велосипедистам приходиться труднее всех, особенно в северной части озера начиная с острова Ольхон.  В этой части плотный снежный покров покрывает акваторию. Движение по ним иногда возможно, но чаще их переметает и колеса вязнут в снежных заносах. Но не смотря на все трудности ледовых зимников по Байкалу можно и нужно ездить.

Дмитрий Брянский 2017г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Байкал и Хубсугул. Автомобильные, ледовые и водные туры. Рыбалка, путешествия по Монголии и в Прибайкалье